Торренты   
 
 


Системы отображения на поляризации для дома

Осторожно! Многабукаффф и картинок!!
Оригинал здесь http://www.really.ru/forum/12/4065.html?p=33956#p33956
Здравствуйте дорогие коллеги. Наконец настал тот день, когда я могу поделиться с вами и многими начинающими стереолюбителями своим, пускай и скромным, опытом. Речь пойдёт о тернистом пути собирания в домашних условиях устройств отображения на поляризационном методе – зеркального монитора и двухпроекторной системы. Возможно, кому-то подробности покажутся излишними, но я постараюсь ориентироваться на тех, кто только раздумывает (как и я четыре года назад) каким способом приобщаться к миру стерео. На протяжении всего этого пути я задавал вопросы на форумах каждый раз обещая рассказать, что у меня получиться и вот теперь готов это сделать.
Итак, в далёком 2008 году задумал я сделать ремонт в своей комнате. В проекте было полностью сменить интерьер. В комнате должен был находиться компьютер с удобным рабочим местом и большой телевизор, к которому можно было подключать комп и, просмотр которого, был бы возможен как с кресел, так и с кровати. Казалось бы совсем тривиальная задача. Разобравшись с мебелью, я начал рыться в интернете в поисках подходящего телевизора и нового монитора к компу. В результате поисков изучив все особенности и новинки мониторов и телевизоров на тот момент быстро понял, что чем больше телевизор, тем он дороже, тяжелее (LED тогда только появлялись) и главное, тем легче его повредить (в моих стеснённых условиях это актуально).
Сделав этот вывод, я перешёл к проекторным форумам и начал изучать все особенности проекторов. Вот от сюда и начинается моё знакомство с миром стерео. Не помню уже как, но от проекторных форумов попал на всем нам знакомые стерео форумы и впервые, собрав глаза в кучку, я понял что это то, что я давно искал. После чего монокадры на моём фотике можно по пальцам пересчитать. Естественно, вскоре стереопары захотелось смотреть не только перекрёстным методом. Хорошенько изучив материалы по стерео и измучив вопросами завсегдатаев форумов, которых мы все хорошо знаем, решил, что мои и монитор и проектор должны уметь воспроизводить стерео.
Чем я руководствовался:
1. Уже к 2009 году было очевидно, что назревает новая волна интереса к стерео. Хотя опасения, что из-за жадности кинопрокатчиков, порой ужасного качества стереопоказа и бездарности некоторых операторов и сценаристов вся эта волна превратится в очередной фейк, остаются до сих пор.
2. Я точно знал, что продолжу заниматься стереофотосъемкой, а возможно и видеосъёмкой. Значит, даже если не будет стереоконтента на рынке, свой у меня будет всегда.
Выбор метода просмотра
Знакомясь с различными методами просмотра, существующими в настоящий момент каждому человеку, на мой взгляд, приходиться заниматься одной единственной вещью – договариваться со своим большим земноводным. Ну, и, в крайнем случае, с женой. ;) Все понимают, что поляризационный метод хорош всем кроме цены и габаритов. Попробовав посмотреть стерео различными методами, к этому же выводу пришёл и я тогда.
Хотел здесь написать сравнение методов, но все кто интересуется, без труда найдут отличные статьи на эту тему с одинаковыми выводами. Если авторы позволят, то выложу здесь ссылки.
Для меня самыми главными в пользу поляризационного метода были три следующих довода:
1. Наилучшее на сегодняшний день качество.
2. Наименьшая зависимость от производителя. От поддержки, как по железу, так и программного обеспечения. Так как система собирается на долго, это имеет очень важное значение.
3. Несмотря на общую сумму, вы приобретаете два полностью готовых устройства с любыми нужными для вас характеристиками. Использовать вы их можете как угодно вместе или по отдельности. Ни один другой метод (за исключением анаглифа) не предоставляет вам подобной возможности.
Что задумывалось…
Выбрав метод просмотра, я взялся за изготовление зеркального монитора и двухпроекторной системы. Работа над обоими устройствами шла параллельно и растянулась на долгие четыре года из-за ограниченности как в средствах, так и во времени.
Зеркальный монитор
Для сборки своего зеркального монитора было составлено довольно сложное техническое задание.
• Возможность крепления на кронштейн по стандарту VESA.
• Возможность использовать оба монитора в обычном режиме в любой ориентации.
Воплотить в жизнь такое задание оказалось весьма трудоёмко, но готовых решений не было и мне не у кого было подсмотреть.
Крепление.
Был приобретён кронштейн с дополнительным коленом: http://www.ergotron-russia.ru/products/direct/lxwall_new.html
Несмотря на широкую степень свободы, крепление не позволяет наклонять монитор горизонтально экраном вниз или вверх. Поэтому применение двух таких креплений для стыковки мониторов под 90 градусов к горизонту, к сожалению, не возможно. Тем не менее, закрепив на этот кронштейн сразу два монитора можно добиться их свободной ориентации.
Зеркало.
На форумах с соответствующей темой часто можно увидеть такие названия как «стопсол», «рефлекта» или просто полупрозрачное зеркало. Но что эти названия дают тому, кто этого материала ни разу не видел? Приходится искать то, не знаю что. Найти в стекольной или зеркальной мастерской девушку-продавщицу которая бы разбиралась в том, что она продаёт, в наше время затруднительная задача. Поэтому для первого раза был приобретён набор для сборки стереомонитора здесь: http://www.cifro-city.ru/
На момент сборки монитора эта «стереоприставка» (как она названа сейчас) только вышла в продажу и имела конструктив показанный в ролике на сайте. То есть второй монитор вместе с закреплённым зеркалом подставлялся к первому (стоящему на столе) снизу. У такой конструкции неплохая мобильность, но много минусов. Если разъём подключения монитора перпендикулярен экрану, то нижний монитор (а с ним и основной) придётся поднимать высоко от стола. Уличный или регулярный свет падает прямо на зеркало и мониторы, создавая блики. Но главное, при таком расположении и зеркало, и мониторы сильно пылятся, а протирать их крайне неудобно. В любом случае, такая конструкция не отвечала моим требованиям и я покупал её ради зеркала и очков. А вот они оказалось на высоте и того стоят. К тому же, получив на руки образец, я без особого труда нашёл мастерскую где можно заказать подобное стекло любых размеров. Так же в наборе шёл качественный альбом с фотографиями, стереоскопом и диском с разным программным обеспечением (которое, впрочем, можно было найти в интернете вполне свободно).
Мониторы.
Линейная поляризация очков и размеры зеркала этого набора предполагает использование мониторов до 24 дюймов с TN матрицей. Что же. С одной стороны, представляя свой новый монитор, я мечтал совсем не о TN, но с другой, мне был предоставлен более широкий выбор мониторов. Так же мониторы должны были обладать большой яркостью. Однако самым главным требованием был их как можно меньший вес. Кронштейн должен был выдержать нагрузку в два монитора, сложную скрепляющую конструкцию и кабели. Общий вес не должен превышать 9 кг. В противном случае изменять положение мониторов пространстве будет невозможно.
Как ни странно найти мониторы с малым весом (а значит LED) и с креплением VESA ооочень затруднительно. Все тонкие мониторы не имеют этого крепления. Это кажется ещё более поразительным когда видишь что такие же телевизоры его имеют. После долгих поисков в мае 2011 самым подходящим для меня оказался Samsung BX2440. Назвать его тонким язык не поворачивается. Вес без подставки около 4 кг.
Сборка.
Конечно, я не первый кто собирал зеркальный монитор, но во всех статьях на эту тему авторы собирают прочную стационарную конструкцию, напрочь лишаясь возможности использовать второй монитор в обычном (не стерео) режиме. Такой подход меня не устраивал и я решил сделать пускай и неприглядный, но раздвижной крепёж. К тому же для меня главным было понять принцип и возможность создания такого крепежа. А довести его до ума уже намного легче. К сожалению, я совершенно не имею конструкторской жилки, поэтому путь мой был долог и тернист. Приходилось собирать одну модель, пробовать, разбирать и выбрасывать и собирать другую. Описывать устройство того что у меня получилось нет смысла. Всё видно на фото. А кто заинтересуется, всем подробно отвечу.









Двухпроекторная система
Здесь всё намного интереснее, сложнее и дороже. Как я уже писал, именно благодаря проекторам я приобщился к миру стерео. В мире проекционных технологий намного больше деталей для изучения.
Проекторы.
Изучив имеющиеся в продаже на тот момент модели, техническое задание для проектора было таково:
• DLP
• Разрешение FullHD.
• Среднефокусный
• Наличие функций вертикального и горизонтального линзшифта.
• Нешумная система охлаждения.
• Отсутствие пробивающихся из корпуса лучей света.
Здесь я остановлюсь подробнее на каждом параметре. Так как стереофильмов не так много, то большее время будет работать только один проектор. В этом случае этот проектор должен качественно отображать кинофильмы. Этот простой вывод переносит нас сразу в класс кинотеатральных проекторов, у которых имеется ещё множество других параметров (таких как скорость и сегментность светофильтра, динамическая подсветка, динамическая диафрагма, вставка кадра и т.п.) не имеющих прямого отношения к стерео, но напрямую влияющие на качество картинки и возможность настройки. Эти дополнительные параметры мне тоже были важны, что привело к удорожанию первого и, следовательно, второго проектора.
Преимущества DLP технологии перед LCD в данном случае выражаются в том, что на LCD-матрицах есть свои поляризационные фильтры, которые превращают выбор проектора в лотерею подойдёт-не подойдёт. В DLP более чётко виден пиксель, что облегчает сведение. К тому же я терпеть не могу всякие сглаживания. Так же немаловажным преимуществом DLP является его меньшая боязнь пыли, чем у LCD. Так как проекторы будут закреплены стационарно и сведены, то любые действия по их обслуживанию нужно свести к минимуму.
Разрешение 1920х1080 к сожалению приняли в качестве стандарта. И хотя все плюются от ограничений этой «танкощели», всё равно продолжают грызть кактус. Так что если вы ищите именно кинотеатральный проектор, альтернативы у вас нет.
Фокусное расстояние проектора моя самая главная головная боль. Дело в том, что проецировать изображение мне приходиться поперёк комнаты. Расстояние между проектором и экраном всего 230см. В таких условиях применяются короткофокусные проекторы. Но это ниша офисных проекторов со всеми их минусами. Кинотеатральных короткофокусников на момент покупки не существовало. Оно и понятно. Короткий фокус существенно искажает изображение. Идеальными для кинотеатральных проекторов будут длиннофокусные линзы, но места для установки подобных проекторов дома нет.
Наличие вертикального и горизонтального линзшифта необходимо для корректного сведения изображения от двух проекторов. Данная функция позволяет сдвигать область проекции без появления трапеции.
В целом, чем меньше размер проектора, тем он шумнее и «светлее». Дело в том, что для подавления шума и света исходящего от лампы нужен как минимум лишний поворот в воздуховоде. А это увеличивает габариты проектора.
Хочу сразу оговориться, что все эти параметры справедливы, если большую честь времени вы будете смотреть фильмы. Если система собирается для игр, то многое можно пересмотреть в сторону удешевления.
На момент покупки первого проектора была только одна модель хоть как-то отвечающая моим запросам – Optoma HD82.
Экран.
Так как размер области проекции по самым оптимистичным прогнозам не превышал 160х90 см., то с поиски готового экрана такого размера сохраняющего поляризацию оказались безрезультатными. К тому же, я никак не мог решить как совмещать стереоэкран с обычным. Рассматривалась идея покраски обычного экрана серебрянкой. Есть и специальные краски https://www.paintonscreen.com/index.html . Так же были сомнения в конструкции экрана. Хотелось рулонный, но подходящего размера из рулонных, есть только обычные экраны. В результате был заказан этот материал http://www.ebay.com/itm/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&a...5313#description
с расчётом наклеивания его на обычный рулонный экран. К нему в пару был приобретён самый обычный белый матовый рулонный экран подходящего размера и длинны.

Фильтры и очки.
С фильтрами всё было просто. Так как найти хорошие фильтры можно в любом фотомагазине я не особо переживал. Однако, для начала заказал готовый набор пластиковых фильтров 15х15см. без какой-либо защиты с очками циркулярной поляризации здесь: http://3dstereo.ru/catproj_r.htm чтобы хотя бы с этим не мучиться. Размер фильтров даёт возможность установить их подальше от объектива проектора, тем самым снизив их температуру и повысив площадь прохождения светового потока. Циркулярная поляризация выбрана потому, что смотреть проектор, в отличие от монитора, точно будут несколько человек под разными углами и крутить головами. Набор в скорости пришёл по почте без проблем, но открыв посылку я несколько удивился. В наборе три пары недорогих, но хороших очков и два разноцветных фильтра. Кроме разных оттенков, фильтры имеют и разную толщину (более чем в два раза). Это обстоятельство не преминуло сказаться на их качестве. Тонкий фильтр имеет меньшую интенсивность, чем толстый. Но так как на тот момент у меня не было ни экрана, ни второго проектора я положил фильтры и очки обратно в коробочку дожидаться своего часа.
Эксперименты.
Пока я копил деньги на второй проектор у меня было достаточно времени на то, чтобы попробовать устранить недостатки моего, прямо скажем не лучшего, проекционного расстояния. Дело в том, что и фиксированное вертикальное смещение проекции, и линзшифт измеряются в процентах. В случае с небольшим проекционным расстоянием этого смещения недостаточно чтобы проектор, висящий под потолком светил в нижнюю часть противоположной стены. Столкнувшись с этой проблемой, я попытался увеличить проекционное расстояние с помощью зеркал. Таская месяцами проектор от стенки к стенке, смывая с зеркал защитный слой, вырезая различные трапеции и ставя под разными углами пришёл к нескольким практическим выводам, которые хоть и напрашивались в теории, тем не менее, не были подкреплены практикой.
• Как обычное, так и зеркало с переднем отражающим слоем сохраняют поляризацию света после отражения от своей поверхности меняя её вектор на противоположный.
• Чем ближе обычное зеркало (толщиной 4мм) к проектору и дальше от экрана, тем больше двоение изображения от двойного отражения. При расстоянии 230 сантиметров от проектора до зеркала и таком же расстоянии от зеркала до экрана двоение практически не заметно. А при должной окантовке экрана его можно не брать в расчёт. При приближении зеркала к проектору угол отражения становиться круче и общее расстояние уменьшается. Двоение становится отчётливо видно.
• При смывании защитного слоя с зеркала универсальных средств нет. Всё методом перебора. В конечном счёте, нашёл зеркало с приятным глазу фиолетовым защитным слоем, который смыл уничтожителем лакокрасочных покрытий В-52 в виде геля. (У нас продаётся в железной банке с крышкой).
• При отражении от зеркала неизбежно возникает трапеция на экране, которую вполне реально выровнять путём поиска нужных углов взаимного расположения проектора, зеркала, а при возможности и экрана.
Несмотря на все усилия направленные на увеличения проекционного расстояния добиться нужного результата в моём случае мне не удалось. Как я не кутил, мне постоянно не хватало одного двух сантиметров ширины комнаты. Однако я твёрдо уверен, что в других условиях все эти операции приведут к нужному результату.
Как заставить всё это работать
Когда я задумывал вкладывать средства в осуществление этой авантюры, конечно, задумывался и о рисках. Вероятность того, что что-то не заработает была велика. И главные мои опасения были связаны с коммутацией четырёх устройств вывода и программным обеспечением.
Видеоускоритель.
Получить в 2009 году хотя бы три (не говоря уже о четырёх) независимых выхода с видеокарты можно было двумя способами. Первый: покупать профессиональные решения типа Nvidia Quadro. Второй: установить в системный блок две видеокарты. Первый путь мне не подходит по двум взаимосвязанным причинам. Вкладывать большие деньги в решение, поддержка которого полностью зависит от производителя – большой риск. Зная политику Nvidia в этом вопросе – тем более. По этой же причине при выборе карт для второго варианта, а так же после заявлении Nvidia о продвижении своей затворной технологии я выбрал ATI. К тому же ATI к тому моменту выступила инициативой Open Stereo и, во всяком случае, не собиралась мешать другим технологиям. Последней каплей стало то, что всё равно апгрейд компа был неизбежен, а платформа была AMD. В результате к моей HD4850 была куплена вторая такая же карта. Предполагалось, что к одной карте будут подключены проекторы, а другой мониторы. И мощности этих ускорителей вполне хватит для обработки и вывода FullHD видео и любимых игр с возможностью использования CrossFire.
Программы.
Программное обеспечение без сомнения самое слабое звено всей цепи получения стереоизображения для обычного пользователя, так как от него самого тут ничего не зависит. Пока в Windows или в драйверах видеокарт сделают элементарную поддержку зеркального отображения на мониторе, я внуков воспитаю. Остаётся уповать на сторонние разработки. Даже сейчас их совсем не много, а что уж говорить о 2009-м. Очертив для себя круг применения своих стереоустройств – обработка и просмотр фотографий, просмотр видеофильмов и запуск игр – начал искать программы. Программ оказалось совсем не много и по ним тоже есть широкие обзорные статьи. Для себя в 2009 году выбрал следующее:
http://stereo.jpn.org/eng/index.html и http://www.stereomasken.de/index_en.htm для обработки фотографий.
• Для просмотра видео и готовых стереопар изначально предполагался Стереоскопик http://www.3dtv.at/Index_en.aspx , но после появления замечательного набора Кирилла Гаврилова http://www.sview.ru/ru всякая надобность в первом отпала.
• Для игр предполагался драйвер iZ3D http://www.iz3d.com , который в то время набирал популярность.
Что же в итоге получилось…
Здесь нужно рассказать и показать те результаты, к которым я пришёл на сегодняшний день. О проблемах, которые ещё не решены или могут быть решены в других условиях. И о своём видении перспектив. Итак, по порядку…
Зеркальный монитор
Крепление.
Данное крепление нужно исключительно для освобождения пространства на столе и убирания мониторов из области проекции на большой экран во время просмотра проекторов. В других, менее стеснённых условиях гораздо рациональнее и проще, на мой взгляд, была бы следующая конструкция:
В обычном режиме два монитора стояли бы на столе на своих подставках бок о бок в любой ориентации. Для просмотра в стерео режиме необходимо изготовить прямоугольную раму под размер мониторов из алюминиевого уголка в которой будет закреплено зеркало, а сверху этой рамы, будет достаточно просто положить один из мониторов экраном вниз не снимая его подставки. Всю конструкцию подвинуть к стоящему монитору на столе. При этом нет необходимости отключать эти мониторы.
Зеркало.
Так как зеркало из набора, который я заказал, меня пока устраивает, то именно им я сейчас и пользуюсь. У него есть паразитные отражения, но видны ни только на очень контрастных сценах если оооочень приглядеться. Полагаю, полностью избавиться от паразитных отражений так же невозможно, как и от гхоста. Весь вопрос в его величине. Отражающий и пропускающий слои не только влияют на яркость, но и весьма изменяют цвета. Полностью привести к одной картинке по цвету оба монитора мне так и не удалось, но это я списываю исключительно на кривизну своих рук. Я совершенно не разбираюсь куда и чего крутить по цвету и чувствую себя полным дальтоником. Буду рад, если кто чего подскажет на эту тему. Тем не менее, та цветовая разница, к которой я пришел меня ничуть не напрягает и я её в стерео не замечаю.
Мониторы.
Samsung BX2440 оказался весьма подходящим монитором. Зерно чуть больше среднего. Яркость просто запредельная. В обычном режиме 45%. При 55% смотреть на монитор уже больно. При 100% это прожектор. В стерео режиме нижний монитор настроен на 65% яркости. Как видите, запас очень большой. Однако, как и следовало ожидать от дешёвого монитора (собранного к тому же в Ленинградской области), есть и недостатки. Монитор лежал в коробке уже с подставкой полностью закрывавшей крепление VESA. Таким образом проверить резьбу на каждом мониторе не представлялось возможным. Когда же я пришёл забирать мониторы, мои опасения оправдались. Резьба была нарезана в стальном листе толщиной в 1мм. под ужасающе разными углами. Это доставило мне немало трудностей. Что же касается хлипкого хрустящего корпуса, то это, с одной стороны, плюс для тонкой настройки при сведении, а с другой, верхний монитор пусть незначительно, но прогнулся в середине.
Сборка.
Само раздвижное крепление мониторов сделано, скажем прямо, «на тоненького» и не обладает запасом прочности. Это обусловлено жёсткими ограничениями по весу. Но в итоге позволяет манипулировать мониторами как я и хотел.




В целом, я доволен своим творением. Как уже неоднократно писалось разными авторами в своих статьях полностью свести оба монитора очень трудно и абсолютно того не стоит. Важно свести изображения по вертикали, в чём очень помогут тесты для настройки Кирилла Гаврилова.
Двухпроекторная система
Проекторы.
Давать оценку самим проекторам довольно сложно, так как других кинотеатральных проекторов я в руках не держал. Только офисники. Могу лишь отметить, что меня вполне устроили и функции проектора, и его яркость, и удобная система охлаждения. В любом случае, альтернативы у меня на момент покупки не было и я взял максимально подходящую для моих условий модель. Поэтому здесь я расскажу про их установку, охлаждение и сведение.



Вес двух проекторов с установочной рамой около 16 кг. Поэтому к крепежу надо было подойти серьёзно. Мне и тут пришлось изворачиваться из-за ограниченного пространства и класть на крышу шкафа два алюминиевых уголка толщиной 6мм. для распределения веса на стойки. И к ним уже крепить раму. Сама рама должна обладать возможностью тонкой регулировки. Охлаждение пришлось реализовывать с помощью воздуховода.

Так как объективы проекторов находятся на довольно большом расстоянии друг от друга, то и область проекции нижнего проектора будет намного ниже верхнего, но всё же не так низко как мне хотелось бы. В результате, при просмотре обычных фильмов используется нижний проектор в крайнем нижнем положении линзы. А при просмотре стерео, линзу нижнего проектора приходиться поднимать (с помощью линзшифта) до высоты крайнего нижнего положения проекции верхнего проектора. Таким образом, при просмотре стереофильмов экран находится достаточно высоко, что делает затруднительным просмотр с кресла, но не мешает просмотру с кровати. Напомню, что все эти проблемы связаны с небольшим проекционным расстоянием в моей комнате и не должны возникать в других условиях.
С использованием кинотеатральных DLP проекторов точно не удастся развести изображения так, чтобы они встали рядом без нахлёста. К сожалению, ни один линзшифт на это не способен. Перемещение же для этих целей одного из проекторов собьёт сведение.
Процесс сведения довольно долгий, требует терпения и анализа. Первым делом необходимо найти середину. При таком положении изображение должно быть строго прямоугольным. Как и на других подобных системах свести изображение полностью не удастся. Углы падения лучей от проекторов на экран всё равно разные. Достаточно сведения по вертикали.
Экран.
Пока я копил деньги на второй проектор, все фильмы я смотрел на одном проекторе и на одном обычном (белом, матовом) сворачивающемся экране. Купленный же материал для стереоэкрана лежал на полу в соседней комнате и дожидался своего часа.
Структура этого материала такова: полностью полимерная основа толщиной 0,3-0,4мм., белого цвета, наклеенная на жиденькую тряпочку (практически марлю). Отражающая поверхность гофрированная, серебристого цвета. При этом сам материал весьма тяжёлый и совершенно не терпит заломов и других механических воздействий. Это связано с гофрированной структурой, любое изменение которой стразу видно на свету.


Увидев все эти особенности, мне пришлось отказаться от идеи наклеивания этого материала на рулонный экран, так как вес окажется очень большим. К тому же смотреть обычные фильмы обычном экране куда приятнее, а два рулонных экрана требуют места. Да и как эти два рулонных экрана совмещать я тоже так и не придумал.
К тому времени как у меня появился, наконец, второй проектор, мой рулонный экран ожидаемо пошёл волнами и я окончательно отказался от мысли делать стереоэкран сворачиваемым.
Однако, как сделать экран постоянного натяжения с таким материалом? Конечно, марля никак не удерживала его от растягивания. Остаётся один способ – наклеивать. Самым подходящим способом я посчитал накатку на пенокартон. И, подыскав подходящую багетную мастерскую, понёс к ним свой будущий экран. После небольшого совещания работников вокруг диковинного материала его взяли. Мне же оставалось только ждать и надеяться на удачный исход.
Забирать экран пришлось уже в сильный мороз и везти его до дома на руках, так как машина доставки отказалась заводиться. И тут материал преподнёс новый сюрприз. На морозе он начал сильно и быстро сжиматься и так же хорошо разжиматься в тепле. Небольшими перебежками от тепла до тепла я добежал до дома и после распаковки увидел на экране два следа от заломов и два пузыря. Вздохнув и в очередной раз поняв, что просто так ничего в этой жизни не даётся, пошёл в магазин за канцелярским клеем и инсулиновым шприцом. Приклеивание пузырей прошло весьма успешно и сам полимер, к счастью, никак не отреагировал на силикатный канцелярский клей.
Сам экран решил навешивать на стену вот таким вот образом:

И решил, что в последствии буду на петлях пристёгивать его к потолку. По этой причине в комнате до сих пор нет люстры. :)
Экран отлично сохраняет поляризацию и не имеет ярко выраженного горячего пятна. Гофрированная структура видна на белом фоне, но не мешает комфортному восприятию. Что сразу бросается в глаза, так это дисперсия (а затем, вероятно, и интерференция) света после отражения от экрана. Проявляется это в виде цветного шума в точности так же, как шум на матрице или плёнке фотоаппарата. Этот шум хорошо заметен на статичных изображениях, но так как картина объёмна, то воспринимается как шум на стекле стереоокна. Благодаря этому шуму на этом же «стекле» видны все малейшие повреждения экрана. Это, пожалуй, самая неприятная особенность экрана, но для людей не посвящённых объём решает всё. Все, кто впервые увидел стереофотографии на таком экране, на шум не жаловались.)) При просмотре же фильмов и уж тем более игр шум воспринимается легче, хотя и по-прежнему заметен.
Получившийся результат не с чем сравнить, поэтому оценки здесь могут быть только субъективные.
Фильтры и очки.
Вынув заранее полученные по почте фильтры из коробки и слепив для них на скорую руку вот такой вот крепёж,

я приступил к тестам.
Скорректировать разницу в цвете оказалось гораздо легче, чем на зеркальном мониторе. Да и сама разница была не велика. А вот разница в толщине фильтров ожидаемо привела к гхосту. Пробивался ракурс тонкого фильтра. Тут надо отметить что небольшой гхост на статичных контрастных изображениях я считаю нормой так как нигде ещё не видел его полного отсутствия. Но в данном случае паразитный ракурс был виден и на неконтрастных областях статичного изображения. При просмотре же фильмов и игр, такая степень гхоста никак не мешала.
По очкам мог сказать толь положительные отзывы. Широкая оправа для меня важна, так как надевать их приходиться поверх обычных очков.
Вывод прост: фильтры, которые я имею сейчас, меня не устраивают и буду искать им замену.
Эксперименты.
Шум на экране и разность фильтров заставила меня задуматься о причинах этих явлений. Первая мысль, которая мне пришла в голову – шум может быть не столько из-за экрана, сколько из-за особенности формирования изображения DLP-технологии. На следующий день был притащен с работы замученный моими коллегами офисный LCD-проектор Sanyo PLC-XW300. При проецировании изображения с него на стереоэкран я увидел в прямом смысле радужную картину. Шум абсолютно такой же. Но кроме него всё изображение извито трёхцветными неровными линиями.
[img]http://www.imageup.ru/img298/1169401/dsc08119min.jpg [/img]
Сразу стало ясно, что это фильтры на матрицах создают такую картину. Повернув проектор на 45 градусов линии полностью исчезли. Так как поляризация на матрицах линейная я взял очки от монитора и попробовал посмотреть через них. Вот что получилось:


Точно такого же цвета мои циркулярные фильтры от СТЕЛ. Я тут же взял фильтры и опробовал их на проекторе. Так и есть - фильтры полностью выравнивали цвета. Но это только если смотреть через циркулярные фильтры в очках с линейной поляризацией. Никакого разделения ракурсов, при таком просмотре, разумеется, нет. В этом случае, фильтры просто выполняют роль цветных. Если же надеть очки с циркулярной поляризацией, изображение в любом случае будет разноцветным. Цвета будут сменять друг друга в зависимости от положения фильтров, как на проекторе, так и на очках. А вот разноцветные линии на экране не зависят от фильтров, а только от взаимного положения проектора и экрана.
В связи с этим некоторые вводы:
• Вероятно, линейные фильтры от СТЕЛ тоже имеют такую же разницу в цветности, как и циркулярные и связано это с LCD-проекторами. Однако, на сайте СТЕЛ об этом ни слова.
• С LCD-проекторами нельзя использовать циркулярную поляризацию.
• Цветные линии не зависят от фильтров. В любом случае, на LCD-проекторах будет проблема с цветностью, так как фильтра два, а матрицы три.

Как это работает

Видеоускоритель.
Как и предполагалось, к одой видеокарте подключены мониторы, а к другой проекторы. Такое подключение даёт возможность конфигурировать эти мониторы в Windows 7 достаточно разнообразно. В обычном режиме работают два монитора в режиме расширенного рабочего стола. При необходимости или при работе с кровати к ним присоединяется один из проекторов. Игры в обычном режиме так же запускаются на одном или двух мониторах, либо проекторе с возможностью (при поддержке приложения) использовать CrossFire. Некоторые неудобства доставляет только то, что игры запускаются только на основном мониторе в системе и его приходиться переключать на проектор. В стереорежиме карты работают без проблем. Можно работать одновременно и на мониторах и на проекторах.
Программы.
Как уже отмечалось, эта часть сулила быть самой проблемной. Так оно и получилось.
Программы, выбранные для обработки фотографий, работают с некоторыми ограничениями. Вывод на второй монитор работает предполагая, что расширенный рабочий стол должен находиться исключительно слева или справа от основного. Такая непонятная особенность заставляет меня при работе с этими приложениями каждый раз переконфигурировать мониторы в системе.
При просмотре видео через sView никаких проблем с конфигурацией и выводом изображения не возникает. Но тут, похоже, крылся самых главный подвох. На динамичных сценах отчётливо чувствуется расхождение показа ракурсов во времени. Этот эффект присутствует как на мониторах, так и на проекторах, но на последних, из-за масштаба, гораздо лучше заметен. Отсутствие подобных проблем в других статьях о зеркальных мониторах навело меня на мысль о том, что я чего-то не так делаю или не понимаю. Столкнувшись с этой проблемой я вышел на вот эту тему http://www.avsforum.com/t/1299974/my-passive-polari...-projector-setup . Мои опасения оправдались. Когда я раздумывал о покупке второй видеокарты, о технологии Eyefinity (она поддерживается с 5 серии) уже было всё известно. Но и тогда, раздумывая о возможностях, которая сулит эта технология для моей многомониторной конфигурации, были заметны и ограничения. В общем Eyefinity пока не панацея и всё зависит, опять таки, от драйвера.
Топик написан в 2011 году, а с поддержкой игр с тех пор стало ещё хуже. История iZ3D всем известна и очень меня опечалила. Его конкурент http://www.tridef.com , вопреки радостным отзывам, совсем не вселяет оптимизма. Последние обещания разработчиков сделать поддержку зеркального вывода датируется всё тем же 2011-м годом. Чтобы заставить приложение понять на какой же именно я хочу вывести монитор второе изображение надо сильно попотеть. Драйвер до сих пор не имеет поддержки CLI/CrossFire, что приводит к ужасной просадке fps. Подобных проблем нет у пробной версии iZ3D, но как её взломать или сбросить триал не понятно. Мне не удалось пока найти решение этой проблемы.
В целом, огрехи программного обеспечения не самое худшее, что могло бы быть. Можно уповать на прозорливость разработчиков, но точно не на благосклонность менеджеров. Любое изменение в поддержке устройств отображения явно будет стоить денег и в лучшем случае не будет прикреплено к новой железке. Поэтому здесь надеюсь на креатив читателей данной статьи и их мысли по этому поводу.
Заключение.
Осматривая каждую 3D-новинку в магазинах, будь то телевизор монитор или проектор, я безусловно рад что популярность этих устройств возрастает. Так же не без удовлетворения отмечаю, что сделал правильный выбор, ибо любое из этих устройств не обладает тем качеством изображения, которое получилось даже у меня сейчас. Хотя уже прошло четыре года. Не говоря о том, что до идеала всем устройствам ещё далеко. Тем не менее, из производителей телевизоров только LG решило заморочиться поляризационной технологией. Будем надеяться, что у них что-нибудь путное выйдет. Однако, жажда наживы меня просто поражает. Засилье анаморфа производителями воспринимается как должное. И я уверен, что поддержка полноценного вывода стереопары на телевизорах будет сопряжена с выпуском новых моделей, хотя технически это возможно и сейчас. Всё это тормозит развитие и дискредитирует стерео в глазах обычных пользователей. Я уже молчу про кинотеатры.
Побрюзжав немного, хочется сделать общие выводы. Собрать зеркальный монитор сейчас по силам абсолютно каждому. Для этого не требуется никаких сверхусилий. Все мои мучения с крепежом всего лишь частный случай, но всё же очень хочется что бы кто-нибудь развил эту идею. Так как два монитора лучше, чем один. Что же касается двухпроекторной системы, то здесь хочется вернуться к посту нашего французского товарища BlackShark. Он сумел собрать систему на LCD-проекторах с приемлемым результатом. Такая возможность открывает новые горизонты. Дело в том, что у LCD-проекторов инсталляционные возможности гораздо шире при меньшей цене. Именно поэтому большинство офисных проекторов – LCD. Скорее всего удастся найти такую модель, линзшифт которой позволит разводить два изображения полностью и получать в обычном режиме большое изображение состыкованное из двух проекторов.
Сама сборка проекторной системы конечно сложнее мониторов. Здесь в любом случае придётся поработать и головой и руками, даже имея средства на покупку всех деталей сразу. Однако результат впечатлит и вас и всех ваших зрителей.




В завершении своей долгой истории не могу не поблагодарить тех людей, чьё творчество и эксперименты подвигли меня на эту авантюру – Сергея Глинку и Кирилла Гаврилова. А так же призвать всех к обсуждению этого материала, так как очевидно, что это не конец, а только отчёт о первых результатах.
Комментарии:





nikolyan, прикольненько.Только вот проекторы не сильно жарятся в шкафу?
 

Сильно. Поэтому и сделан воздуховод. Забор воздуха у них спереди. Остаётся отвести горячий воздух подальше.
 

nikolyan, не понаслышке знаком с зеркальным стереомонитором. Свой набор для сборки стереомонитора купил весной 2011 г. здесь -> cifro-city.ru. Там же приобрёл лицензию, сейчас почившего драйвера iz3d. Сборка и настройка отняла у меня 2 вечера (по неопытности и отсутствии норм. руководства), зато это того стоило. Практически идеальное стереоизображение в играх (для чего всё это и собиралось). Проиграл на нём до ноября 2011, пока его место не занял телек 32LW4500, а набор перекочевал на полку в шкаф.
 

Телек теперь постоянно вместо монитора? Перекочевал из-за драйвера или из-за телека?
 

nikolyan,
Да, телек постоянно вместо монитора. А пересел за телевизор, скорее из-за "вечной нехватки дюймов в диагоналях". Зеркальный стереомонитор собрал из пары 24" моников. И как раз осенью 2011 года поступили в продажу телевизоры LG с поляризационной технологией формирования стереоизображения. И я не колеблясь прикупил себе такой вот монитор LG 32LW4500. Я его даже ни разу не подключал к кабельному телевидению. Ну а сейчас уже этот телевизор уступил место в играх видеоочкам SONY HMZ-T1.
 

ПОнятно. Шлем это, конечно, хорошо, но не для очкариков вроде меня.